Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Мероприятия по реализации проекта в 2023/2024 учебном году

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по реализации инновационного проекта

«Внедрение модели семантизации духовно-нравственных понятий и категорий на основе традиционных ценностей белорусского народа»

участниками инновационного проекта за 1 четверть

2023/2024 учебного года

 

Участие в акции

«Восстановление Святынь Беларуси»

Учащиеся нашего учреждения образования принимали участие в республиканской благотворительной акции «Восстановление святынь Беларуси» по благоустройству Храма Святых Апостолов Петра и Павла в аг.Вишов, которая проходила в сентябре 2023 года.Цель акции — знакомство учащихся с духовным и культурным наследием своей малой родины, сохранение и популяризация традиций православного христианства, воспитание и развитие у молодого поколения духовно-нравственных ценностей.

В рамках проведения акции учащиеся не только наводили порядок на территории Храма, но и узнали историю Храма. Этот Храм был построен в 2008 году, который также был освящен в честь Святых Апостолов Петра и Павла. Строительство храма велось исключительно силами Белыничского СПК «Колхоз «Родина». Ежегодно 12 июля, в день памяти Первопрестольных Апостолов Петра и Павла в Храме проходит Божественная литургия, а 12 июля 2008 года первую литургию Епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.Духовная красота бесконечно прекраснее всех других!

Игра-викторина для учащихся 4 класса

«Традиции моего края – от истоков до наших дней»

Цель и задачи:закреплять и углублять знания о родной стране, своей малой родине, ее природе, труде, культуре, народном творчестве; развивать память, мышление, внимательность, умение после­довательно высказывать свои мысли;воспитывать чувство гордости за свою республику и свой народ, свой родной край.

Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но и многое нас объединяет. Белорусы – жители Беларуси:

«Радзіма наша – Беларусь,

І колькіні шукай,

Не знойдзеш ты на ўсейЗямлі

Мілей,чымгэты край»

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной – местом, где родился и вырос.

Республика Беларусь на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля, таинственные лесные озера и овраги – чего только нет в нашем краю!

В ходе мероприятия ребята знакомились с традициями своего края, с символами Беларуси, через игру ребята изучали национальные блюда, забавы, традиции и историю своей страны.

 

 

Проведение творческих мастерских

«Неделя родительской любви»

Отношения между детьми и родителями – извечная проблема, которая волнует человечество с глубокой древности.

В Библии говорится о том, что мать и отца надо почитать.

Почитание и любовь: в чем разница? Не следует путать эти понятия. Любить человека – значит, принимать его со всеми недостатками, причудами, ошибками, чуждыми взглядами. Почитание предполагает уважение. Это лишь одна из сторон любви.

Почтение к родителям можно и нужно взращивать в своей душе. Но для этого необходимо прилагать усилия.

Господь призывает детей, как маленьких, так и взрослых, выражать почтение к родителям. И стараться не осуждать мать и отца. Бог призывает людей уважать Его власть через почтение к родителям. Это необходимо даже в том случае, если мать и отец обижали ребенка. Ведь именно Господь дал ему таких родителей. Значит, на то была воля Божья. Не проявляя почтение к маме и папе, ребенок совершает грех.

В рамках проведения «Недели родительской любви» учащиеся 1-11 классов готовили небольшие приятные подарки своим мамам и папам, выражая тем самым почтение своим родителям.

 

Участие в традиционной акциях «Чистый двор»

В нашем учреждении образования традиционно проходят акции по наведению порядка на земле, благоустройству и озеленению родного края.

В рамках «Года мира и созидания»акции проходят под девизом: "Мирный созидательный труд во благо чистой и зеленой страны".

Чтобы родной край стал чище, важно желание и участие каждого жителя Беларуси, вклад каждого бесценен.

Через участие в таких акциях ребята с малых лет приобщаются к созиданию, научаются следить за чистотой своей малой родины, а значит и страны в целом. Чистота вокруг нас зависит от того, как мы себя ведем, что мы делаем для того, чтобы уменьшить количество мусора вокруг нас.

Традиционным стало и озеленение родных мест. В октябре 2023, около учреждения образования, ребята со своими родителями заложили аллею «Семейного тепла».

 

Экскурсия в Храм Святых Апостолов Петра и Павла

Час общения «Мир и созидание к контексте

Белорусской Православной Церкви»

Мы, белорусы — мирные люди!

Если подбирать исторический образ для провозглашенного Года мира и созидания, то наиболее подходящим будет Евфросиния Полоцкая.Юная Евфросиния хорошо знала историю своего рода и была прекрасно осведомлена об окружающей ее политической действительности. А та мало отличалась от прежних смутных времен. И вся жизнь подвижницы стала как бы зримой альтернативой бесконечным интригам, склокам, заговорам, княжеским походам, которыми была наполнена история Древней Руси.Евфросиния выбрала путь созидательницы. Фактически она совершила культурную революцию (в подлинном смысле этого слова) на Полоцкой земле. Благодаря ее усилиям воздвигались храмы и монастыри. Легендой стал Крест Евфросинии Полоцкой. А переписывание книг и вовсе было одним из ее монашеских обетов.Все свое общественное и политическое влияние (а оно было немалым) Евфросиния использовала для умиротворения многочисленных конфликтов неспокойного времени феодальной раздробленности.

В ее житии записано, что преподобная не желала видеть врагами «ни князя со князем, ни бояре с боярин, ни служанина со служанином — но всех хотяшеимети, яко един душю».

Есть основания полагать, что и последнее дело жизни Евфросинии Полоцкой — паломничество на Святую землю — также имело не только церковный, но и дипломатических характер. Ее путь пролегал через русские княжества, Византию, государства крестоносцев. Христиане тогда враждовали друг с другом. А преподобная везде старалась найти доброе слово, передать весточку, найти повод для согласия. Почет, которым она была окружена в своем паломничестве, говорит о том, что ей многое удалось.

 

Музейный час

«По следам предков»

О том, какой смысл наши предки вкладывали в строительство жилья, во многом говорит народное творчество.

Есть такая легенда:

Когда-то, много веков назад, люди, которые жили на белорусской земле, не знали, как возвести дом. Сооружали строения, но жить в них было неуютно: не хватало света. Зашел однажды в селение бедный человек и сказал: «Дам солнце в ваши хаты, только взамен пообещайте, что никогда не откажете нищему в ночлеге, накормите и напоите». Люди дали слово, хотя и не знали, что этот человек был сам Бог. Так в домах появились окна. Не только дома, но и души наполнились светом.

Сакральный смысл, которым белорусы наделяли понятие своего жилья, сохранился до наших времен.

Известен строительный ритуал белорусов конца ХIX — начала XX века. На Подвинье, когда хозяин выбирал место для будущей хаты, заранее собирал по одному негладкому камню с четырех разных полей. Нес их в шапке на голове или за пазухой и затем выкладывал четырехугольником на месте будущего фундамента. Затем произносил «замову» и в мыслях обращался за помощью к умершим предкам. Считалось, если через три дня камни останутся нетронутыми, место выбрано удачно.        

Строительство проходило в несколько этапов: выбор места, закладка первого венца, возведение крыши, кладка печки, новоселье. Каждый из них сопровождался своеобразными обычаями, обрядами, магическими действиями. Место для жилья должно было соответствовать не только практическим требованиям, но и создавать необходимый психологический микроклимат, комфорт души, излучать внутренний свет, «волшебную ауру». Все это в магических представлениях белорусов было связано с образами счастья и благополучия.

Обычай не позволял строить хату на перекрестках дорог или заброшенных путях. Народное поверье связывало их с чертовыми дорогами, где по ночам бродят злыдни. Несчастливым считалось место, где ранее стояла хата, уничтоженная стихией, или где произошло убийство человека. К неблагоприятной относили территорию, где ранее была баня. В мифологических сюжетах она фигурирует как пристанище ведьм. Счастливыми считались места, которые выбирали для отдыха домашние животные или где селились живые существа: пауки, шершни, муравьи. Такое место уже само по себе не могло быть проклятым. 
Строительный материал готовили зимой. Заготавливали только те деревья, из которых никогда не собирали смолу-живицу. Считалось, что в таком случае дом простоит более сотни лет. Запрещалось использовать деревья, поваленные бурей. По поверьям, такая хата будет рано или поздно разрушена. Нельзя было использовать сухие деревья: их по аналогии связывали с болезнью, смертью. Не строили дома из деревьев, которые росли возле храмов, на кладбищах. 

Начало строительства совпадало с какой-либо знаковой датой. Это мог быть конец Великого поста, День святых мучеников, Святой Троицы и другие. Наиболее благоприятными для закладки фундамента в народе считались вторник и четверг. Понедельник и среду относили к тяжелым дням. 
Особый смысл придавался закладке первого венца. Этот этап называли «закладзiны». В его восточном углу клали в высеченное углубление несколько монет, немного овечьей шерсти, мед в сотах и освященные в церкви веточки можжевельника. Это было своеобразным залогом благополучия семьи и служило оберегом от молнии и нечистой силы. К примеру, на Полесье до наших времен сохранился такой обычай из эпохи язычества: на месте будущей печки закапывают голову петуха. «Закладзiны» праздновали торжественно. В середине начатого сруба ставили стол с угощениями для друзей и соседей. 
Немалое значение придавали «ганку» дома — крытой пристройке со ступеньками, опорными столбами перед входными дверями.

До середины XIX века в деревенском строительстве на территории Беларуси «ганак» как элемент хаты был отмечен козырьком, большим камнем или массивной колодой у порога.

В конце ХIX века крыльцо дома стали оформлять в виде небольшой дощатой площадки со ступеньками, одно- и двухскатной крышей на двух или четырех столбах.

Бывало, наши предки обустраивали вход в дом поручнями и лавками. Позже крыльцо делали почти при каждом доме. Опорные столбы и фронтоны часто украшали резьбой.     
Особое значение в белорусской хате придавалось «куфару». В нем хранили не только одежду, но и «абрусы», «посцiлкi».

Таинственный смысл был присущ всему внутреннему убранству дома. Так, печь, порог, «покуць», «палацi», пристенные лавы, «бабiн кут» и образа, рушники, «кубел з пасагам», «калыска», «дзяжа» исполняли практические и символико-обрядовые функции. 

 

Разделы сайта