Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требование современного мира стимулируют педагогов овладевать новыми педагогическими технологиями для использования их в своей деятельности, а также, искать новые эффективные формы и методы взаимодействия с родителями.
Родительский университет является одной из форм работы с родителями (законными представителями) учащихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) учащихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.
Целью родительского университета является повышение педагогической, психологической и правовой культуры родителей, формирование ответственного и позитивного родительства. Работа родительского университета направлена на установление контактов родителей со школой, взаимодействие родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основными задачами родительского университета являются:
расширить знания родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений, о психофизическом и интеллектуальном развитии детей, об основах безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни;
актуализировать навыки эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;
повышать психолого-педагогическую, правовую культуру родителей (законных представителей);
содействовать развитию навыков самообразования родителей (законных представителей);
формировать у родителей (законных представителей) осознанное отношение к родительству, ценностно-смысловые основы родительства;
развивать способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании;
создать условия для взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
В ходе проекта 1 раз в четверть в рамках классных родительских собраний проводятся занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе. Соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.
Работа Родительского университета организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов;
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.
Темы занятий можно разбить на несколько содержательных блоков, которые поступательно от I до XI класса обогащают знания и умения родителей в сфере развития и воспитания учащихся, родители узнают о: психологических и физиологических особенностях развития, об адаптации к особенностям образовательной среды, организации эффективной учебной деятельности, о формирование навыков здорового образа жизни, профилактике зависимого поведения, об особенностях воспитания ребенка, формирования его жизненных планов и целей, о развитии культуры общения и поведения и др.
При организации работы в рамках проекта педагоги обеспечивают:
- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;
- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;
- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;
- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;
- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.
В программу Родительского университета входит консультирование и оказание психологической помощи при подготовке и сдаче экзаменов, поступлении в иные учебные заведения.
На сайте учреждения образования создана вкладка «Родительский университет», где размещается вся актуальная информация по этому проекту: памятки, буклеты и др. Также налажена тесная связь с родителями посредством Родительских чатов (групп) в мессенджере «Вайбер», где родители постоянно получают актуальную информацию и необходимую консультативную и иную помощь при необходимости.
Тематика Родительского университета на 2024/2025 учебный год разработана исходя из возрастных особенностей и способностей учащихся.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Инфо-акция «Делай правильный выбор»
Предупреждение экстремистских проявлений в подростковой среде
Категория участников: 9-11 классы, законные представители
Время проведения акции: 12-16 февраля 2025 года
Что такое экстремизм
Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».
Какие действия можно считать экстремистскими
Экстремистскими являются действия связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом, такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.
Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).
Ответственность за осуществление экстремистской деятельности граждане, в том числе несовершеннолетние, несут уголовную и административную ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Уголовная ответственность согласно ст. 361 Уголовного Кодекса ответственность наступает за публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, в том числе призывы и обращения к иностранному государству или международной организации совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.
За совершение данного преступления предусмотрена санкция до 12 лет лишения свободы.
Согласно ст. 361-4 Уголовного кодекса ответственность наступает за вербовку, вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности.
Предусмотрена ответственность до 7 лет лишения свободы.
К примеру:
Несовершеннолетний житель Могилевской области, учащейся школы, через мессенджер «Telegram» размещал информацию, которая на территории Республики Беларусь признана экстремистской, пропагандирующей совершение насилия и подрыв конституционного строя нашей страны. Его личность была установлено. Он был задержан, а затем арестован.
За данные преступления он осужден к 4 годам лишения свободы. В настоящее время отбывает наказание.
Административная ответственность согласно ст. 19.10 КоАП за пропаганду или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, изготовление, распространение нацисткой символики предусмотрена ответственность в виде штрафа или административный арест до 15 суток.
По ст. 19.11 КоАП за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или ареста.
Так, несовершеннолетний тоже житель нашей области скачал из Интернета нацистскую символику и разместил ее на свою социальную страницу. Это выяснили сотрудники органов внутренних дел. Проведено разбирательство и административный материал был направлен в суд для рассмотрения. По решению суда несовершеннолетний привлечен к административной ответственности и оштрафован.
Ответственность за вышеуказанные административные правонарушения наступает с 16 лет, но в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к административной ответственности по вышеуказанным статьям, то к административной ответственности привлекаются их родители по ст. 10.3 КоАП за невыполнение обязанностей по воспитанию детей к штрафу до 10 базовых величин.